Консультативный пункт
Консультационный пункт для родителей детей, не охваченных дошкольным образованием
Приоритетной задачей 2024/2025 учебного года является усиление педагогической поддержки родителей в вопросах качественного воспитания и развития детей на дому. В связи с этим предусматривается расширение деятельности консультационных пунктов в организациях образования для родителей детей, не охваченных дошкольным воспитанием. О том, как создать пункты и какие необходимы для этого разработать документы, читайте в статье.
Согласно п. 27 гл. 2 приложения 1 к приказу министра просвещения РК от 31.08.2022 г. № 385 при организациях образования с учетом потребности родителей создаются консультационные пункты в целях социально-педагогической поддержки семьи и воспитанника для родителей, дети которых не охвачены дошкольным воспитанием и обучением.
Консультационные пункты предназначены для следующих групп людей:
1. Родители детей дошкольного возраста. Основная целевая аудитория – это родители и опекуны детей дошкольного возраста, которые не посещают детские сады или другие дошкольные организации образования.
2. Опекуны и попечители. Лица, которые по каким-либо причинам временно или постоянно заботятся о детях дошкольного возраста: бабушки, дедушки, другие родственники.
3. Родители детей с особыми образовательными потребностями. Семьи, воспитывающие детей с инвалидностью или с особенностями развития, могут получить специализированную поддержку и рекомендации.
4. Многодетные семьи. Родители, имеющие нескольких детей дошкольного возраста, могут нуждаться в дополнительной помощи и ресурсах для организации воспитательного процесса.
5. Семьи в трудной жизненной ситуации. Родители, испытывающие экономические, социальные или психологические трудности, могут обратиться за помощью и поддержкой.
Консультационные пункты работают для всех этих групп, предоставляя необходимые ресурсы, знания и поддержку, чтобы способствовать гармоничному развитию детей и облегчить воспитательный процесс для родителей
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ
- Закон РК «Об образовании»;
- Закон РК «О статусе педагога»;
- Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
- Модель развития дошкольного воспитания и обучения (постановление Правительства РК № 137 от 11.03.2021 г.);
- Приказ министра здравоохранения РК от 09.07.2021 г. № ҚР ДСМ-59 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка»;
- Приказ министра просвещения РК от 03.08.2022 г. № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»;
- Приказ министра образования и науки РК от 20.12.2012 г. № 557 «Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан»;
- Приказ и. о. министра образования и науки РК от 12.08.2016 г. № 499 «Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения»;
- Приказ министра просвещения РК от 31.08.2022 г. № 385 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов»;
- Приказ министра образования и науки РК от 22.01.2016 г. № 70 «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования»;
- Приказ и. о. министра просвещения РК от 21.07.2023 г. № 224 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования»;
- Приказ министра образования и науки РК от 13.07.2009 г. № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ
Консультационные пункты для родителей детей, не охваченных дошкольным воспитанием и обучением, создавайте на базе дошкольной организации. Это альтернативная форма оказания помощи семье в развитии детей дошкольного возраста.
Цель – создать условия для гармоничного развития детей и оказать всестороннюю поддержку родителям, чтобы обеспечить благоприятные условия для роста и развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- обеспечить полноценное интеллектуальное, эмоциональное, социальное и физическое развитие детей, не посещающих дошкольные организации;
- повысить уровень знаний родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, предоставить методическую и практическую помощи;
- помочь родителям подготовить детей к школьному обучению, развивая необходимые навыки и умения, такие как мотивация к обучению, самостоятельность, навыки общения и сотрудничества;
- содействовать в развитии социальных навыков детей, чтобы они могли успешно интегрироваться в общество и адаптироваться к коллективу;
- обеспечить психологической поддержкой и помощью родителей и детей, что способствует созданию благоприятной семейной атмосферы и эмоционального благополучия;
- повышать родительскую уверенность и компетенции в вопросах воспитания и образования детей; развивать навыки и умения, необходимые для эффективного воспитания.
Выполнение этих задач способствует созданию условий для гармоничного развития детей, повышения компетентности родителей и обеспечения поддержки семьям в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ
Логопед
- Проводите оценку речевого развития детей, выявляйте проблемы в произношении и понимании языка.
- Используйте специальные тесты и методики для определения уровня нарушений и их причин.
- Разрабатывайте и проводите индивидуальные и групповые занятия по коррекции речевых нарушений, таких как артикуляционные проблемы, нарушения фонематического восприятия или грамматические ошибки.
- Помогайте детям развивать навыки слушания и понимания речи.
- Информируйте и обучайте родителей методам раннего выявления и предотвращения речевых нарушений.
- Предоставляйте рекомендации родителям по вопросам работы с речевыми проблемами в домашних условиях.
- Создавайте и предоставляйте родителям методические материалы и ресурсы для работы с детьми.
- Разрабатывайте индивидуальные планы коррекции речи, учитывая особенности каждого ребенка.
Педагог-психолог
- Оценивайте психическое и эмоциональное развитие детей, используя специальные тесты и методики.
- Определите уровень процессов (внимания, воображение…).
- Проводите коррекционные и развивающие занятия для детей с психологическими или поведенческими проблемами.
- Предоставляйте рекомендации и советы родителям по вопросам воспитания, поддержки и развития детей.
- Помогайте родителям понять и справиться с проблемами, возникающими у их детей, и предлагайте стратегии для улучшения семейной атмосферы.
Медицинская сестра
- Проведите первичное медицинское обследование детей, измерьте рост, вес, артериальное давление и температуру.
- Оцените общее состояние здоровья детей и выявите возможные медицинские проблемы или отклонения.
- Информируйте родителей о мерах профилактики распространенных заболеваний и гигиенических правилах.
- Предоставляйте родителям рекомендации по вопросам здоровья и гигиены детей.
- Обучайте родителей методам ухода за детьми и управления их здоровьем в домашних условиях.
- Организуйте и проводите мероприятия по профилактике заболеваний, такие как образовательные лекции о здоровом образе жизни.
- Проводите тренинги и консультации по вопросам здорового питания и физической активности.
Педагоги
- Проводите диагностику уровня подготовки и образовательного развития детей.
- Выявляйте проблемы и трудности в обучении, адаптации и социализации.
- Предоставляйте родителям рекомендации по вопросам образования, воспитания и развития детей.
- Консультируйте взрослых по вопросам подготовки детей к школе, их обучению и социализации.
- Проводите мероприятия по предотвращению проблем в обучении и развитии, такие как обучающие семинары для родителей и детей.
- Организуйте мероприятия, направленные на развитие учебных и социальных навыков.